Лучших людей встречаешь на Honda

История марки

Конец XIX – начало XX века. В Старом и Новом свете бушует автомобильный бум. Возникают и исчезают автомобильные марки и имена конструкторов. Устанавливаются рекорды скорости и длительности пробегов на безлошадных экипажах. Стремительно развивается строительство дорог и дорожной инфраструктуры для нового вида транспорта – автомобиля. Европа и США все дальше и дальше уходят в развитии и совершенствовании нового вида транспорта для всех… а на Японских островах по-прежнему царили патриархальные тишина и спокойствие.

Первым автомобилем в Японии стал завезенный в 1898 году французским торговцем - Panhard-Levassor. Невиданная конструкция вызвала немалое удивление японцев, которые еще не знали о бензиновых двигателях, а механические транспортные средства ассоциировались только с собираемыми из зарубежных комплектов паровыми локомобилями Стэнли.

Известно также, что японский инженер Камоносуке Ушияма в 1902 году привёз из Америки бензиновый двигатель, и на его базе создал автомобиль, но никаких подробностей ни о двигателе, ни об автомобиле не сохранилось.

Официально, первым японским автомобилем стал построенный в 1905 году инженером Шинейтаро Иошида омнибус с импортным бензиновым двигателем, а в 1907 году Иошида представил первый легковой автомобиль "Такири" (скрежет). Название полностью отражало главный недостаток этого автомобиля – шум и грохот.

Такири 1907 года

В промежутке между первым японским омнибусом и первым японским легковым автомобилем, в Японии произошло еще одно событие, которое могло бы остаться незамеченным миром, если бы не его последствия в будущем.

17 ноября 1906 года, в маленькой деревушке Хамамацу, у подножия горы Фуджи, в бедной семье деревенского кузнеца по фамилии Хонда, родился мальчик, которого назвали Соичиро.

В детстве Соичиро Хонда помогал отцу в его механической мастерской ремонтировать велосипеды. Когда он пошел в школу, то впервые проявил способности изобретателя: школа отправляла родителям отчеты об успеваемости детей. Отчет заверенный семейной печатью (личная или семейная печать до сих пор используется в Японии вместо подписи) возвращался в школу. Маленький Соичиро изготовил копию семейной печати из резины, снятой со старой велосипедной педали, и успешно "визировал" ей отчеты. Мошенничество вскрылось, когда он начал делать копии печатей для своих соучеников – он не знал, что изображение на печати должно быть зеркальным. В его случае, иероглифы, обозначавшие фамилию Хонда, были симметричны и зеркальность не имела значения, но с другими фамилиями подделка не прошла.

Соичиро Хонда до конца жизни вспоминал свой восторг от увиденного первого автомобиля случайно попавшего в деревню. Это был знаменитый классический Ford-T. По его словам, он "не мог забыть запах масла" исходившего от него, и эта встреча определила всю его дальнейшую жизнь.

В 1922 году, в возрасте 15 лет, юноша отправляется в Токио в поисках работы. Ему удается устроится в авторемонтную мастерскую Art Shokai, которая обслуживала и продавала автомобили Daimler, на должность … няни для ребенка хозяина мастерской Шиничи Сахибакара. Шансов получить работу механика было мало, но все решил, как это часто бывает, случай. В 1923 году случилось сильнейшее землетрясение, унесшее жизни более чем 140 тысяч людей. Большинство механиков мастерской разъехались по домам восстанавливать разрушенное или поврежденное жилье. Стала остро ощущаться нехватка рабочих. Хозяин, уже давно заметивший тягу молодого человека к технике, решил снять с него обязанности няни и привлечь к работам в мастерской. Новичок быстро учился и развивал профессиональные навыки. Общаясь с Сахибакара, человеком, страстно увлеченным автогонками, он тоже увлекся спортивными автомобилями. В свободное от работы время, из снятых изношенных деталей Хонда начал строить свою первую гоночную машину. Самую сложную часть – двигатель, удалось найти на расположенной неподалеку авиабазе. Это был списанный отслуживший свой ресурс "Кэртисс-Райт" - V-образный 8-цилиндровый двигатель объемом 8 литров, выдававший 100 л. с. при 1400 об/мин. Проявив громадное упорство, настойчивость и самостоятельно сконструировав несколько деталей и узлов, Соичиро сумел привести в порядок все агрегаты и собрать свой собственный гоночный автомобиль.

В первой же гонке, машина построенная Хонда, под управлением Сахибакара (сам Хонда участвовал как механик) пришла к финишу первой.

Работая в мастерской Art Shokai, Соичиро Хонда получил свой первый патент – на металлические спицы для автомобильных колес.

Патент принес неплохие деньги и уважение Шиничи Сахибакара, который предложил юноше отрыть филиал Art Shokai в его родной деревне Хамамацу.

Несмотря на то, что деревушка была небольшая, к этому времени (1928 год) в ней уже работали две автомобильных мастерских между которыми шла жесткая конкуренция. Но столичный авторитет Art Shokai и готовность Соичира Хонда браться за автомобили от ремонта которых отказались конкуренты, быстро принесли новому гаражу известность и деньги.

Вскоре Хонда мог себе позволить иметь два автомобиля, а завистники распускали слухи о его времяпрепровождениях в ресторанах в обществе гейш. В действительности, вечера он проводил в своей мастерской, готовя свою новую машину к соревнованиям, а на выходные отправлялся в Токио на очередную гонку.

Новый гоночный автомобиль Соичиро Хонда был построен из деталей и 8-цилиндрового компрессорного двигателя Ford, но при постройке использовалось множество собственных конструкторских решений, придуманных Хонда. Автомобиль мог развивать рекордные, для того времени, 120 км/ч.

В работах по доводке автомобиля ему помогал младший брат Бенджиро. Он же выполнял функции механика во время гонок.

В 1936 году, на Первых Японских Автомобильных Гонках, проводимых под Токио, автомобиль пилотируемый Соичира Хонда, с механиком на борту Бенджиро Хонда лидировал с самого старта, показывая рекордное прохождение круга — 120 км/ч. Кстати, этот рекорд продержался больше десяти лет. На выходе из последнего поворота, Хонда внезапно обнаружил перегородивший дорогу, автомобиль одного из участников. Избежать удара не было возможности. После столкновения, автомобиль Хонда совершил тройной переворот и, разбросав собственные обломки, упал вверх колесами.

Братья очнулись в больнице. К счастью, все закончилось вывихнутым предплечьем и сломанной рукой, но Хонда решил, что карьеру гонщика пора заканчивать и сосредоточиться на создании и развитии своего промышленного предприятия.

Деньги, поступавшие за патент и успешная деятельность автомастерской, позволяли задуматься о большем. Зная рынок автомобильных запчастей, Хонда решил заняться производством литых поршневых колец. Для этого, в 1937 году он регистрирует компанию Tokai Seiki Heavy Industry. Соичиро Хонда лично занимался изготовлением опытных образцов и технологией их отливки. Но первые экземпляры получались ломкими, их нельзя было применять в двигателях. Сказывался недостаток в знаниях молодого конструктора. В 32 года Соичиро поступил на заочное отделение Технологического института Хамамацу. Полученные на лекциях теоретические знания, он по вечерам проверял изготовлением новых вариантов колец. Меньше чем через год, Соичиро Хонда добился нужного результата и в 1938 году запатентовал новую технологию.

Результаты своих работ он предложил основателю и владельцу Toyota - Кииширо Тойоде. Продукция понравилась. Toyota не только заключила договор на поставку поршневых колец, но и сделала значительные инвестиции в развитие Tokai Seiki Heavy Industry.

Кроме Toyota, поршневые кольца поставлялись и производителю самолетов - Nakajima Aircraft Company.

Стремительно растущие объемы продаж требовали срочного расширения производственных мощностей, и Соичиро Хонда решил построить свой завод. При этом он столкнулся с проблемой – в стране была острая нехватка цемента, купить который можно было только у государственных предприятий. Изучив способы производства цемента, Хонда строит завод из цемента собственного изготовления.

Сотрудничая с Nakajima Aircraft Company, Соичиро Хонда узнает о том, что накануне начала Второй Мировой Войны и резком увеличении производства самолетов, ощущалась острая нехватка деревянных авиационных пропеллеров. Пропеллеры изготавливались вручную в течении нескольких дней. Хонда разрабатывает автоматизированный станок для производства пропеллеров и налаживает их производство. На станках Хонда пропеллер производился за несколько минут.

За это изобретение он получил благодарность правительства и государственные награды.

В 1942 году, Toyota выкупает 40% акций Tokai Seiki Heavy Industry. А в 1944 бомбардировки союзнической авиации уничтожают завод компании в Ямашита, второй завод, в Микаве, разрушен через год, в результате землетрясения 1945 года.

После окончания войны, Хонда продает остатки своей компании Toyota и на полученные 450 000 йен открывает в октябре 1946 года Honda Technical Research Institute. Свою деятельность новая компания начала с разработки компактного двухтактного двигателя для велосипеда объемом 50 см3 и мощностью 1 л.с. Идея появилась у Хонда еще в 1945 году, когда он установил на велосипед двигатель от электрогенератора мощностью 1 л.с. Привод на заднее ведущее колесо осуществлялся с помощью длинного эластичного ремня – прообраза фрикционной передачи. Сам Хонда и его друзья с удовольствием катались на этом мотовелосипеде, поэтому Соичиро решил, что после окончания войны его изобретение может быть востребовано в бедной и разрушенной стране.

В 1947 году был создан двигатель A-type (так же назывался первый автомобиль Toyota), который получил прозвище Bata-Bata — за звуки, которые он издавал.

Мотовелосипеды или мопеды, производимые Хонда, отличались высокой надежностью и за два года продаж заняли 60% рынка двухколесного транспорта Японии.

Honda A-type 1947 года

На A-type появился и первый логотип Honda. Логотип был придуман самим Соичиро Хонда, впечатленным мраморной крылатой статуей богини Ника (Виктории). Стилизованные крылья богини украсили первую эмблему марки.

В сентябре 1948 года, получив большой банковский кредит, Соичиро Хонда перерегистрировал свою компанию под новым названием – Honda Motor Company, и начал строительство нового завода.

В это же время, Хонда знакомится с Такео Фуджисава, талантливым специалистом в продажах, который инвестирует значительную сумму в Honda Motor Company и становится управляющим компании. Сам Хонда полностью переключается на конструкторскую деятельность.

Соичиро Хонда и Такео Фуджисава

Для работ над двигателями был принят на работу выпускник Технологического института Хамамацу Кихачиро Кавашима, который на многие годы стал главным "двигателистом" компании.

Все трое стали не только единомышленниками, но и верными друзьями.

Свою деятельность новая компания начала с перехода на производство "полного цикла", до этого производились только двигатели, а сами велосипеды покупались у сторонних производителей.

Первым "серьёзным" продуктом под маркой Honda стал выпущенный в 1949 году мотоцикл D-Type с двухтактным двигателем 98 см3.

Мотоцикл оказался настолько удачным, что один из инженеров, присутствовавший на испытаниях, произнес: Это мечта! - Так мотоцикл получил собственное имя – Dream (мечта).

Бензобак мотоцикла украшала новая эмблема Honda с крылом богини Виктории.

С началом производства Dream D-Type была внедрена и новая схема организации продаж. Honda Motor Company заключала контракты с территориальными дистрибьютерами, в обязанности которых входило постороение региональной диллерской сети.

Honda Dream D-Type 1950 года

Успешные продажи Dream D-Type позволили в 1950 году выкупить старую швейную фабрику в Токио и переоснастить ее под производство мотоциклов. Еще через год, в 1951 году в производство запускается Dream Е-Type с новым двигателем конструкции Кихачиро Кавашима. Новинка позволяла разгоняться до 70 км/ч.

Honda Dream E-Type 1951 года

В 1952 году, штаб-квартира Honda Motor Company переезжает в Токио. В этом же году, компания открывает новый завод в провинции Сайтама на котором разворачивается производство новых двигателей Cub Type F объемом 50 см3 и мощностью 1,2 л.с.

В этом же году, компания конструирует новый четырехтактный двигатель объемом 90 см3 и в следующем 1953 году запускает в производство мотоцикл Benly J-Type с этим мотором. Название нового мотоцикла было взято от японского "benri" (удобный) и отражало концепцию, заложенную при его создании - практичное, недорогое и простое в использовании транспортное средство.

Honda Benly J-Type 1953 года

Honda Benly J-Type просуществовал на конвейере больше 20 лет прославившись как самый надежный японский мотоцикл 50-х годов.

Эта модель получила новую специальную эмблему с двумя крыльями.

В том же, 1953 году, Honda Motor открывает еще два завода, в компании начинает работать профсоюз и система приема предложений по улучшению работы компании от сотрудников.

В 1954 году Honda Motor Company занимает 15% рынка продаж мотоциклов в Японии, акции Honda Motor выходят на Токийскую биржу. А с запуском в производство скутера Juno K-type, первого в мире мотоцикла, позволявшего заводить двигатель без механического запуска, компания начинает экспорт своей продукции в США. Идее выхода на международные рынки немало способствовал экономический спад, начавшийся в середине 50-х в Японии.

В 1955 году Honda Motor стала лидирующим производителем мотоциклов в Японии. И если Фуджисава в увеличении объемов продаж видел рост прибыли, то Хонда считал необходимым доказать, что мотоциклы Honda не только самые массовые, но и самые быстрые. Команда на мотоциклах Honda приняла участие в первой японской гонке Motorcycle Endurance Road Race и выиграла в классах 350 и 500 см3. Помимо призовых мест, Honda Motor Company получила и приз за лучшую конструкцию.

Окрыленный первым успехом, Соичиро Хонда принимает решение об участии в международных гонках Sao Paulo в Бразилии и Isle of Man TT в Великобритании.

Приехав поболеть за свою команду на гонку в Великобританию, на остров Мэн, Хонда впервые знакомится с представителями европейской автомобильной промышленности, совершив путешествие по заводам крупных европейских производителей. В ходе поездки были куплены лицензии на отдельные узлы и автомобильные двигатели.

Поездка не прошла впустую и когда в мае 1955 года Министерство международной торговли и промышленности Японии объявило о старте программы "Народный автомобиль", Honda Motor Company сразу же подала заявку на участие.

По условиям программы, участники должны были предложить четырехместный автомобиль способный разгоняться до 100 км/час, и ценой не превышающий 150 000 иен. Правда, в министерстве считали, что конкуренция будет только между имеющими господдержку Nissan и Toyota. Участие в проекте Honda Motor Company, не имевшей опыта разработки и производства легковых автомобилей, было полной неожиданностью.

Для участия в программе, Honda Motor Company в 1957 году открывает новый исследовательский центр и приглашает на работу более 50 инженеров- автомобилестроителей.

В 1959 году Honda Motor Company становится крупнейшей компанией в мире по производству мотоциклов и открывает дочернюю компанию American Honda Motor в США.

В 1960 году центр исследований и разработок выделяется в отдельную компанию Honda R&D Co., начинается производство мотоциклов на Тайване и открывается первое европейское представительство Honda Deutchland GmbH в Германии.

В 1962 году, открыт завод по производству промышленного оборудования, который впоследствии станет отдельным предприятием Honda Engineering Co. В Бельгии открывается представительство компании и предприятие, занимающееся сборкой и продажей мотоциклов в Европе.

На деньги Honda Motor, строится автомотодром Suzuka Circuit. Запускается масштабная рекламная компания под слоганом "You Meet the Nicest People on a Honda" (на Honda ты встречаешь лучших людей), которая преследует цель раскрутки имиджа семейного транспортного средства для среднего класса. И, наконец, 25 октября 1962 года во время Японского национального автосалона Honda представляет три первых модели автомобиля. Первенцем стал мини-пикап Honda T360 с мотоциклетным двигателем мощностью 30 л.с предназначенный для фермеров, строителей и рыбаков.

Honda T360 1962 года

Следующей моделью был компактный спортивный автомобиль Honda S360. Посетители выставки с интересом восприняли небольшой автомобиль с открытым верхом стилистически повторявшим дизайн мотоциклов, но в серийное производство машина не пошла.

Honda S360 1962 года

Ну а первым серийным легковым автомобилем стал двухдверный купе-кабриолет Honda S500 запущенный в производство в 1963 году. На автомобиле стоял мотоциклетный двигатель мощностью 44 л.с. позволявший разгоняться до 129 км/ч. Привод ведущих задних колес осуществлялся тоже по мотоциклетному – цепью.

Honda S500 1963 года

Влившись в ряды автопроизводителей, Соичиро Хонда сразу же вспомнил о спорте. В 1964 году Honda Motor Company делает официальное заявление об участии в Formula 1 и выставляет команду на Honda S500 для участия в 600-километрвых гонках на Нюрнбургринг. Победный финиш способствует успешному открытию во Франции представительства Honda France S.A.

Но для Соичиро Хонда победы в классе серийных автомобилей, кажутся недостаточными. Он хочет построить настоящий автомобиль класса Formula 1. Поскольку, опыта конструирования подобных автомобилей в компании нет, Honda Motor заключает соглашение с английской компанией Lotus: японцы делают двигатель, англичане — ходовую часть и подбирают гонщика. Дебют Lotus-Honda был запланирован на весну 1964 года в Гран-при Монако. Но за три месяца до гонки, неожиданно, Lotus отказался от участия в проекте. Дело в том, что Lotus зависел от другой английской компании - Jaguar, которая именно тогда приобрела гоночное отделение фирмы Coventry Climax. В результате, на старт в Монте-Карло выехал Lotus-Climax, а Honda пришлось разрабатывать автомобиль "с нуля" и самой искать гонщика. Дебют нового автомобиля, полностью сконструированного Honda, состоялся 2 августа 1964 года на Гран-при Германии, когда на стартовую решетку выкатили Honda RA271.

Honda RA271 1964 года

Автомобиль имел оригинальный V-образный 12-цилиндровый двигатель мощностью 230 л. с. при 12000 об/мин, установленный поперечно за гонщиком. Каждый цилиндр был снабжен своим карбюратором. Но первая гонка выявила множество проблем: перегрев двигателя, заедания тяг приводов карбюраторов, слишком низкое расположение кузова. В довершение, на двенадцатом круге управлявший машиной Ронни Бакнем не выдержал напряжения и врезался в ограждение трассы.

Второй автомобиль был выставлен на гонку в Монцу, на Гран-при Италии. Капризные карбюраторы заменили впрыском топлива, но на тринадцатом круге двигатель перегрелся и автомобиль съехал в боксы.

Третью и заключительную гонку сезона 1964 года, машина опять-таки закончила в боксах из-за перегрева двигателя.

К следующему сезону, была подготовлена новая машина Honda RA272. Она получила более мощный, на 10 л.с., мотор. В команду был приглашен второй гонщик – вице-чемпион мира 1963 года Ричи Гинтер. Но неудачи продолжали преследовать команду. Оба автомобиля Honda были самыми мощными среди конкурентов, но при этом самыми ненадежными. Ричи Гинтер в сердцах бросил фразу: "Единственная сильная сторона этой команды — японские механики могут работать 25 часов в сутки. Все же остальное...".

3 октября 1965 года на гонку Большого Шлема в США прилетел сам Соичиро Хонда. Привыкший к постоянным и громким победам в мотоспорте, он был взбешен результатами автомобильной команды. После того, как Гинтеру удалось закончить гонку седьмым, Соичира Хонда произнес: "Я не могу смотреть, как мы уступаем победителю два круга. Когда я вижу, как едет Honda, я чувствую, что все мои представления о нашей системе переворачиваются кверху ногами".

И тогда, директор команды Йосио Накамура, попросил у Соичиро Хонда особые полномочия. Расстроенный Хонда согласился, а Накамура, отказавшись от традиционной японской расстановки "по старшинству", распределил членов команды по принципу "нужный человек на нужном месте". Ровно через три недели, на Гран-при Мексики, Гинтер принес Honda Motor победу. Эта победа стала первой в Formula 1 для автомобилей Honda и шин Goodyear и … единственной в карьере Ричи Гинтера.

Тем временем, в 1964 году Honda Motor Company вводит систему сервисных центров (S.F.) и начинает их активное строительство на всей территории Японии.

В 1965 году в Лондоне открывается представительство Honda Motor, начавшее свою деятельность с продаж новой модели Honda S600, открывшей экспортные поставки в Великобританию.

Также, начато производство линейки массовых автомобилей для малой коммерции Honda L700/L800.

Honda L700/L800 1965 года

В 1966 году запускается в производство компактный 2-х дверный переднеприводный хетчбек Honda N360 с двигателем воздушного охлаждения, рабочим объемом 354 см3 и мощностью 31 л.с.

Для североамериканского и европейского рынков предлагалась более мощная модификация – Honda N600 с двигателем 600 см3. Honda N600 стала первым автомобилем Honda Motor экспортируемым в США.

Honda N600  1966 года

Более популярной стала еще одна новинка 1966 года – Honda S800, которую специалисты оценили, как "вершину мастерства японских инженеров и эталон разработок Honda". Honda S800 сразу начала продаваться не только на внутреннем рынке, но и в других странах. Предлагалась в двух вариантах кузовов: с жесткой и мягкой крышей.

Honda S800 1966 года

В 1966 году Honda Motor устанавливает мировой рекорд – 11 побед подряд в Formula 2.

В 1967 году, производственная программа расширяется автобусами и грузовиками. Кроме того, Honda начала производство портативных генераторов, газонокосилок, насосов и подвесных моторов.

В спорте год тоже был удачным – одержана победа на Гран-при Италии.

Еще более богатым на события стал следующий, 1968 год. В этом году, в США был выпущен миллионный мотоцикл, что позволило Honda Motor стать ведущим мировым производителем мотоциклов.

На Гран-при Formula 1 во Франции, команда Honda занимает второе место и, в конце 1968 года, Такео Фуджисава удается подписать контракты, открывающие для Honda мотоциклетные рынки Испании и Мексики.

В 1969 году, компания открывает свои представительства в Австралии и Канаде.

В 1970 – начинается экспорт автомобилей в Италию, завод по производству промышленного оборудования становится компанией Honda Engineering Co.. Но, пожалуй, самым большим событием конца 60-х стало открытие двух научно-исследовательских центров: Центра развития безопасности дорожного движения и Центра по мерам против загрязнения окружающей среды.

К началу 70-х годов Honda все увереннее чувствовала себя на рынке легковых автомобилей. Кихачиро Кавашима настаивал на разработке двигателя с водяным охлаждением, но Хонда и, особенно, Фуджисава были против, считая более перспективным для автомобилей компании двигатели с воздушным охлаждением в конструировании которых был большой опыт. В конце концов Кавашима удалось уговорить партнеров, но свое мнение при этом, они не поменяли.

В 1971 году Honda представила двигатель CVCC (Compound Vortex Controlled Combustion), причем, двигатель получился настолько удачным, что он стал первым двигателем соответствующим "Акту о чистом воздухе" принятом в США четыре года спустя, в 1975 году.

С этим типом двигателя были начаты продажи Honda Life – первой Honda с водяным охлаждением двигателя.

Автомобиль оказался востребованным в условиях разразившегося нефтяного кризиса и, на волне успеха, ровно через год, в 1972 году Honda Motor Company представляет свой бестселлер – первое поколение Honda Civic.

Первое поколение Civic оснащалось четырехцилиндровым двигателем с водяным охлаждением объемом 1,2 литра, мощностью 50 л.с. Удачная компоновка кузова, несмотря на малые размеры, предлагала достаточное внутреннее пространство для пассажиров. Civic также получил передний привод, дисковые тормоза передних колес, отделанную деревом приборную панель, кондиционер и радио. При этом, автомобиль весил всего 650 кг.

Honda Civic 1972 года

Honda Civic с самого начала продаж завоевал репутацию недорогого, качественного и экономичного компактного автомобиля. С появлением Civic к компании пришла настоящая слава, позволившая получить статус полноправного производителя легковых автомобилей.

В 1973 году, Honda Civic получил новый двигатель по технологии CVCC объемом 1,5 л и мощностью 53 л.с. Обновленный автомобиль предлагался с 5-ступенчатой механической коробкой передач и с вариативной автоматической коробкой Hondamatic.

Одновременно с началом продаж в Японии, Honda Civic начал поставляться и на рынок США. Три года подряд с 1972 по 1974, Civic был удостоен звания "Car of the Year Japan". В 1974 был третьим на Международном конкурсе "Car of the Year", а американское издание Road Test в 1974 году присудило Civic звание "Car of the 1974 Year in USA".

Лицензия на производство двигателей с использованием технологии CVCC была куплена Isuzu Motors, Chrysler Corporation и Ford Motor.

В конце 1973 года, Такео Фуджисава воспитавший целое поколение молодых управленцев, заявил о своем уходе в отставку. Соичиро Хонда отреагировал фразой: "Тогда, уйдем вместе". Новым руководителем Honda Motor Company стал Кихачиро Кавашима. Несмотря на формальную отставку, Хонда и Фуджисава становятся верховными советниками и продолжают оказывать влияние на работу компании. Так, в 1974 году, когда нефтяной кризис накрыл Японию, и все автопроизводители стали сокращать производство и повышать цены, Хонда распорядился снизить цены и удвоить производство. В результате рискованного решения, Honda Motor увеличила объемы продаж на 76%, тогда как Toyota и Nissan потеряли по 40% своих продаж.

Осенью 1974 года, на мотосалоне в Кельне Honda представила новый мотоцикл, который на десятилетия стал культовым туристическим мотоциклом и мировым эталоном в классе "Touring". Этот мотоцикл, Honda GL1000 Gold Wing, стал первым мотоциклом, на котором Honda применила карданный привод на заднее ведущее колесо. Honda Gold Wing примечателен не только своими размерами и характеристиками, он знаменит тем, что создал новый класс мотолюбителей - любителей дальних путешествий на двух колесах в комфорте. За великолепную плавность работы мотора и чрезвычайно низкий уровень шума Gold Wing называют шедевром конструкторской мысли и, даже, половинкой автомобиля.

Honda GL1000 Gold Wing 1974 года

В 1975 году запущена разработанная Фуджисава программа Honda Credit System, позволившая покупать автомобили в кредит.

В 1976 году, спустя три года после начала производства, продажи Honda Civic превысили миллионный рубеж, а на конвейер ставится следующий хит продаж – Honda Accord, последний автомобиль в создании которого принимал участие Соичиро Хонда. Honda Accord первого поколения дебютировал в кузове 3-дверный хетчбек. Через год, в 1977 году, свет увидел седан.

Honda Accord 1976 года

Автомобиль хорошо продавался благодаря своей надежности и хорошей топливной экономичности. Accord, для своего времени, был отлично оборудован: тканевая обивка сидений, тахометр, стеклоочистители с прерывистыми режимами работы и AM/FM-радио в стандартном исполнении.

Переднеприводный автомобиль оснащался двигателем 1,6 литра мощностью 80 л.с., который был более мощной версией двигателя CVCC устанавливавшегося на Civic.

В 1978 году, к базовому двигателю добавился более мощный агрегат объемом 1,8 литра. Еще год спустя, в 1979 году, в качестве опции на Accord стали предлагать 3-ступенчатую автоматическую трансмиссию. В 1980 году, продажи Accord достигли одного миллиона. Продажи Accord быстро росли не только в Японии, но и, особенно, в Соединенных Штатах. Для удовлетворения спроса в США, в 1982 году, производство Accord было начато на заводе Honda в Мэрисвилле, штат Огайо. Соичиро Хонда говорил об этом автомобиле: "Accord — это согласие и гармония между человеком, обществом и автомобилем".

В ноябре 1978 года, в Японии дебютировала еще одна модель – спортивное купе Honda Prelude. Мировая премьера новинки состоялась двумя месяцами позже, на автошоу 1979 года в Амстердаме. Задачей Prelude было побороться за покупателя на поле успешной модели Toyota Celica. Для сокращения сроков создания автомобиля в качестве основы был взят Honda Accord с более мощным двигателем. При разработке дизайна использовался тот же принцип, что и у специалистов из Toyota: удлиняется капот и укорачивается багажник.

Спортивное купе Honda Prelude долгое время занимало особое место в производственной программе.

Honda Prelude 1978 годпа

В 1979 году для нужд конструкторов и испытателей Honda строит испытательный полигон "Точиги", а в 1980 году, становится полноправным, третьим участником "Большой Японской Тройки": Toyota, Nissan, Honda.

В 1980 году, после 15-летнего перерыва, Honda возвращается в большой спорт поставляя свои моторы конюшням March, Williams, Lotus, McLaren. Болидами, оснащенными двигателями Honda, управляют звезды Formula 1 - Алан Прост и Айртон Сенна, с которыми поддерживает тесные контакты Соичира Хонда.Звезды Formula 1 - Алан Прост и Айртон Сенна

Шесть лет подряд Honda Motor Company побеждала в конструкторском и водительском чемпионатах Formula 1.

В начале 80-х годов принимается решение о расширении модельного ряда. В производство запускаются новые модели Ballade, Vigor и City.

В 1981 году продажи автомобилей Honda перевалили за 5 миллионов. Акции Honda Motor Company получают котировку на Лондонской бирже.

В 1982 году на заводе компании в США начинается производство Honda Accord. Благодаря росту популярности этой модели на американском рынке, руководство компании все больше укрепляется в решении о выходе в сегмент премиальных люксовых автомобилей.

В 1983 году начинается производство компактного 3-дверного спортивного хетчбека на базе Civic – Honda Ballade Sports CRX.

Honda Ballade Sports CRX 1983 года

Существует несколько версий расшифровки аббревиатуры CRX – наиболее известные: "Civic rally cross", "Civic renaissance model X" и, наверное, самая точная - Compact Racing eXperience.

Для американского рынка автомобиль поставлялся в двухместном исполнении, где место заднего сиденья занимал бокс для мелочей. В Европе модель предлагалась в варианте 2+2. Также, существовало два варианта исполнения по агрегатам: Economy оснащалась двигателем CVCC рабочим объемом 1,3 литра и Sport – с рядной алюминиевой "четверкой" объемом 1,5 литра. Машины оснащались пятиступенчатой механической или трехступенчатой автоматической коробками передач.

В 1983 году, с поста Президента компании уходит в отставку третий "столп" Honda Motor Company - Кихачиро Кавашима, присоединившись в ранге советника к Такео Фуджисава и Соичира Хонда.

Руководство компанией принимает новый Президент Honda Motor Company Тадаши Куме. Свою деятельность он начинает с подписания контракта о совместных разработках с английской компанией Austin Rover Group.

В 1985 году запускается в производство три новые модели: Life, Integra и Legend, при сохранении на конвейере самых успешных моделей марки Accord, Prelude и Civik. Причем, объем реализованных Civic к середине 80-х годов преодолел рубеж 5 миллионов. Применяя агрессивную маркетинговую политику Honda Motor Company расширяет свою международную филиальную сеть и в 1987 году становится самой быстрорастущей компанией в мире.

В 1986 году, первой из японских автопроизводителей, Honda Motor открывает в США люксовый суббренд – Accura и запускает сборочный завод Honda в Канаде.

Наращивая объемы производства, Honda Motor не забывает о вопросах безопасности. В 1987 году компания анонсировала начало разработки системы подушек безопасности SRS.

В 1986 году начинается разработка системы четырехколесного управления 4WS, которая уже через год появилась на серийных Honda Prelude. Суть ее работы заключалась в том, что на больших скоростях в поворотах и при перестроениях задние колеса немного поворачивают в ту же сторону, что и передние. А при маневрировании на малых скоростях и парковке – задние колеса поворачивают в противоположную сторону.

В 1989 году, впервые в мире, на серийных Honda Legend появилась система TCS (Traction Control System) позволяющая предотвращать пробуксовку ведущих колес на скользком покрытии.

Следуя рыночным тенденциям, Honda дебютирует в сегменте автомобилей "Gran Turismo" представив в 1984 году концепт-кар Honda HP-X (Honda Pininfarina eXperimental). С этой моделью Honda рассчитывала создать конкуренцию Ferrari и Porsche. Серийная модель на базе концепта - Honda NSX (New, Sportscar, eXperimental) появилась спустя 6 лет, в 1990 году. NSX был разработан командой во главе с главным дизайнером Масахито Накано и исполнительным главным инженером Сигеру Уэхара. Вдохновленные кабиной истребителя F-16, разработчики смогли создать передовую аэродинамику и стиль. На заключительных стадиях работ, в доводке автомобиля принимал участие чемпион мира Formula 1 Айртон Сенна. Изюминкой данной модели было то, что несущая конструкция кузова и элементы подвески были сделаны из легкого и не подверженного коррозии алюминия.

Honda HP-X 1984 года

Три года подряд – с 1990 по 1992 год, Honda Accord становится самым продаваемым автомобилем в США и бестселлером рынка. На каждый Accord проданный в Японии приходилось два Accord проданных в США. Журнал "Car and Driver" называл Accord одной из 10 самых популярных машин в США. В 1993 году Honda Motor Company становится третьим, по объемам продаж, автопроизводителем в США, обогнав Chrysler Corporation.

Помимо продаж автомобилей, мотоциклетное подразделение компании тоже вышло на новый уровень: в 1992 году Honda организовала первое совместное предприятие по производству мотоциклов в Китае. Отраслевые аналитики предсказывали, что это решение даст Honda начальную точку опоры чтобы стать крупнейшим производителем на наиболее прибыльном рынке мотоциклов в мире.

В завершающем десятилетие 1989 году, Соичиро Хонда стал первым японцем, попавшим в Зал Славы американской автопромышленности.

В конце 80-х Honda Motor представила свое новое технологическое достижение – двигатели с технологией VTEC – с изменяемыми и регулируемыми фазами газораспределения. Первым автомобилем "примерившим" новый двигатель стал популярный Honda Civic.

В 1990 году, исследовательский центр Honda показал прототип автомобиля на солнечных батареях - Honda Dream. "Солнцемобиль" Honda участвует и дважды побеждает в World Solar Challenge (1993 и 1996 годы) – гонке автомобилей использующих солнечную энергию и проходящей в Австралии раз в три года. Дистанция гонки – более 3000 км.

Honda Dream "Солнцемобиль" 1990 года

В 1991 году не стало Соичира Хонда. Он ушел из жизни в возрасте 84 лет. У него остался сын и две дочери, которые по завещанию не должны возглавлять компанию, так как этим должны заниматься люди, имеющие определённые способности к управлению и качества лидера.

Айртон Сенна в знак памяти о друге участвовал в гонке с черной повязкой на рукаве и посвятил победу Соичира Хонда.

После смерти Хонда, компания начала глобальную реструктуризацию, чтобы дать дочерним отделениям в других странах больше свободы действий. Решено было ввести в управление больше американцев, и, по программе обмена опытом, 50 сотрудников компании приехали в Японию из США.

Тадаши Куме на посту Президента Honda Motor Company сменил Нобухико Кавамото, который до этого назначения курировал успешный проект по созданию Honda of America Manufacturing, Inc. в Мэрисвилле, штат Огайо.

Но несмотря на существенные кадровые перестановки в управлении и маркетинге, в 1993 году продажи Honda Accord в США упали на 35% т.к. на рынке появились мощные конкуренты такие как Pontiac Grand Am, Ford Taurus и Toyota Camry. В сегменте люксовых автомобилей на рынок вышли Lexus и Infinity, что привело к падению продаж Accura на 17%. Причем конкуренция возросла настолько, что Honda потеряла часть рыночных позиций даже на своем внутреннем рынке в Японии.

Тем не менее целенаправленная руководящая и маркетинговая политика, расширенное обучение продажам в США, введение для дилеров дополнительных бонусов в размере $1000 за автомобиль и вывод на рынок новых моделей, давали результат и положительную динамику. В 1994 году, начались продажи электроскутера Honda CUV-ES, в 1995 появилось новое поколение Honda Civic с двигателями VTEC следующего поколения, соответствующего экологическим нормам ULEV (Ultra Low Emission Vehicle). Моторы Honda, стали первыми двигателями внутреннего сгорания, которые соответствовали новым нормам токсичности выбросов в Калифорнии - самым жёстким экологическим требованиям.

Одним из ключевых факторов по восстановлению объемов продаж, стало начало производства в 1995 году первого внедорожника в истории компании – Honda CR-V. Автомобиль создавался как "городской внедорожник" – кроссовер, поэтому особое внимание уделялось его практичности. Существует два варианта расшифровки названия CR-V: для европейского рынка - Compact Recreational Vehicle (компактный автомобиль для отдыха) и для рынка Японии - Comfortable Runabout Vehicle (комфортабельный автомобиль для путешествий). Оба варианта одинаково применимы, т.к. при небольших внешних размерах CR-V обладал вместительным внутренним пространством, позволявшем пассажирам свободно перемещаться внутри салона, имел высокий уровень безопасности и надежности, мог передвигаться по всем типам дорог намного увереннее, чем обычный седан.

Honda CR-V 1995 года

Одновременно, для укрепления позиций на североамериканском рынке, часть разработок и производство отдельных моделей переносится в США.

Компания продолжает интенсивную деятельность по созданию новых технологий, экспериментирует с двигателями под альтернативные виды топлива, работающие на газе и электричестве. Как результат этих работ, в 1996 году начато производство электромобиля Honda EV PLUS. Это было первое электрическое транспортное средство, использующее свинцово-кислотные аккумуляторные батареи. Двигатель Honda EV PLUS развивал мощность эквивалентную 66 л.с. Дальность движения на одной зарядке была заявлена в 160 км.

Автомобиль никогда не продавался, а только сдавался в аренду по трехлетней программе за $455 в месяц. В конце срока аренды все автомобили были отозваны и утилизированы.

Honda EV PLUS 1996 года

К своему 50-летнему юбилею, в 1998 году, Honda Motor Company достигла рубежа общего производства мотоциклов в 100 миллионов единиц. В юбилейном году было представлено семейство двигателей с новой системой газораспределения – Hyper VTEC, позволяющей экономить топливо не только на высоких, но и на низких оборотах. Обеспечивать высокий потенциал моторов помогала современная автоматическая трансмиссия Honda Multimatic. В 1998 году, Honda создала еще одно совместное производство в Китае, на этот раз – по производству автомобилей. В этом же году запускаются сборочные предприятия различных продуктов Honda в Индии, Вьетнаме, Турции, Индонезии и Бразилии

В год своего юбилея Honda Motor Company объявила о своем возвращении, "третьем пришествии", в Formula 1, на этот раз в альянсе с командой BAR (British American Racing).

В 1998 году Honda дебютирует в классе компактных кроссоверов "Joy Machine" (автомобиль для удовольствия) с моделью HR-V. По традиции, индекс модели скрывал аббревиатуру - Hi-rider Revolutionary Vehicle (революционный автомобиль с высоко сидящим гонщиком) и Hip and smart Runabout Vehicle (модный и умный автомобиль для путешествий).

Автомобиль был сразу же хорошо принят любителями активного отдыха и женщинами. Компактный кузов, гидроусилитель руля, высокая посадка позволяли легко маневрировать в интенсивном городском потоке. Дорожный просвет в 190 мм и автоматически подключаемый привод на все колеса вселял уверенность на загородных дорогах.

Производство было начато с 3-дверного варианта, но поскольку такой кузов не обеспечивал достаточной практичности для универсального автомобиля, с 1999 года HR-V начали продавать и в 5- дверном исполнении. Автомобиль выпускался в передне- или полноприводном (4WD Real Time с двойным гидравлическим насосом) вариантах. Единственный доступный двигатель объемом 1,6 л, мощностью 105 л.с. сочетался с 5-ступенчатой механической коробкой передач или фирменным вариатором Honda Multi Matic S.

Honda HR-V 1998 года

И еще один подарок сделала Honda Motor Company к своему 50-летию. В 1995 году, на токийском автосалоне был показан концепт-кар Honda Sport Study Model (Honda SSM) – родстер с алюминиевым кузовом на Х-образной раме с приводом на задние колеса. И в 1999 году, концепт появился в серийном исполнении под названием Honda S2000. Свой индекс модель получила по кубатуре двигателя объемом 2.0 л, продолжая традиции индексации, применявшейся в 60-х годах на первых автомобилях Honda – родстерах S500, S600 и S800.

Honda S2000 1999 года

ЗА 10 лет своей конвейерной жизни, Honda S2000 собрала массу титулов и наград как в Европе, так и в США. Несколько лет подряд автомобиль входил в "десятку" лучших по версии "Car and Driver's", три года подряд в список самых желаемых автомобилей (Most Wanted Vehicles list) по оценкам рейтингового агентства "Edmunds".

Но с 2006 года спрос на Honda S2000 стал снижаться и упал до критического минимума в 2008 году из-за начавшегося всемирного кризиса. В 2009 году модель была снята с производства, а планы по следующему поколению – отменены.

В 1999 году на смену отработавшим свой ресурс и снятым с производства Honda EV PLUS, начинается выпуск гибридного автомобиля Honda Insight в кузове 3-дверный хетчбек.

Honda Insight 2006 года

Машина получила аэродинамически оптимизированный кузов, легкую алюминиевую конструкцию и 1,0-литровый трехцилиндровый двигатель мощностью 67 л.с., который дополнялся 13-сильным электромотором. Honda Insight стал первым серийным автомобилем оснащенным системой Honda Integrated Motor Assist, когда электромотор устанавливается между двигателем внутреннего сгорания и трансмиссией для использования в качестве стартера, распределителя мощности и вспомогательного тягового двигателя.

Honda Insight был первым гибридным автомобилем, поступившим в продажу на территории США, на семь месяцев раньше Toyota Prius.

В 2000 году, Honda удивила мир неавтомобильной новинкой – ASIMO, человекоподобный робот, предназначенный для помощи людям с ограниченными возможностями.

Разработка робота велась силами исследовательского центра Honda - Wako Fundamental Technical Research Center с 80-х годов. Было разработано несколько серий шагающих и саморегулирующихся роботов, и, в октябре 2000 года широкой публике была представлена рабочая версия, получившая имя ASIMO. В настоящее время работы по программе ASIMO продолжаются с седьмой версией робота.

Honda ASIMO

Наряду с успехами в робототехнике, Honda Motor Company продолжает развивать автомобильное направление.

В 2001 году поступила в продажу Honda Fit (на некоторых рынках Honda Jazz), которая сразу же стала хитом и потеснила в Японии с первого места популярнейшую Toyota Corolla.

Необычное расположение топливного бака (под передними сиденьями) и компактная задняя подвеска, позволяли складывать задние сиденья обеспечивая гибкую регулировку объема багажного отсека, делая его соизмеримым с автомобилями большего размера. Такая конструкция была названа маркетологами многофункциональной системой сидений (multiple-mode seating system) и рекламировалась на рынках Азии как Ultra Seat, а на североамериканском - Magic Seat. Для еще большего увеличения грузового пространства, на некоторые рынки Honda Fit/Jazz поставлялись без запасного колеса.

В Японии автомобиль предлагался в передне- и полноприводном вариантах. В Европу машины поставлялись только с передним приводом.

Honda Fit (на некоторых рынках Honda Jazz) 2001 года

В 2001 году Honda Accord в очередной раз получает титул самого продаваемого автомобиля в США.

Honda Accord 2001 года

В 2001 году начались продажи Honda Civic VII поколения. При практически неизменных наружных размерах, инженеры Honda существенно увеличили внутреннее пространство убрав тоннель в задней части пола и благодаря этому обеспечили комфорт на заднем ряду как в более крупном Accord.

Через год появилась версия Civic Si оснащенная 160-сильным двигателем и 5-ступенчатой раллийной коробкой передач, которая заняла достойное место в Европе, в ряду "заряженных хетчей". И еще через год, в 2003 году, в продажу поступил Civic Hybrid сочетавший бензиновый двигатель 1.3 литра мощностью 65 л.с., с 13-сильным электромотором. Civic Hybrid обеспечивал расход топлива в городском цикле – 5,1 л на 100 км.

Honda Civic VII поколения 2002 года

В 2002 году Honda Motor Company отметила еще один юбилей – был выпущен 35-миллионный скутер Honda C50 Super Cub, выпускаемый в различных модификациях с 1958 года!

Honda C50 Super Cub 2002 года

В 2002 году появилось второе поколение Honda CR-V построенной на базе Civic VII поколения. Автомобиль, который стал крупнее и тяжелее, получил новый двигатель мощностью 160 л.с., но при этом, благодаря технологии i-VTEC, сохранил параметры экономичности предыдущего поколения.

В новом поколении, получил прибавку объема багажный отсек за счет новой компактной задней подвески.

Успех моделей CR-V и HR-V, побудил Honda в 2003 году предложить рынку "внедорожник начального уровня" – Honda Element, построенный на агрегатной базе CR-V.

Honda Element 2003 года

Когда, в 2003 году, автомобиль вышел на рынок, его дизайн был уникальным, и философия прогрессивного моделирования заинтересовала покупателей. В то время, относительно новый сегмент компактных внедорожников предлагал небольшую конкуренцию, и Honda Element смогла привлечь интерес молодых людей, увлекавшихся активным отдыхом и жизнью в кемпингах. Но конкуренты быстро заметили успех автомобиля, и на рынке появились аналогичные модели: Nissan Cube, Ford Flex, Kia Soul и Scion xB. Они были похожи на Element, но многие из них были более доступными по цене, что было более привлекательным для небогатой молодой аудитории, на которую был нацелен автомобиль.

Помимо жесткой внешней конкуренции, Element оказался еще и конкурентом соплатформенному флагману Honda CR-V, оказавшись в его тени.

Кроме того, в добавок к негативным рыночным факторам, руководители Honda приняли крайне неудачное решение - не обновлять Element во время всего 9-летнего производственного цикла автомобиля. В результате этого решения, через какое-то время Element стал казаться "скучным" и рынок потерял к нему интерес.

В 2003 году, начались продажи Honda Accord седьмой генерации. Новое поколение состояло из двух отдельных моделей: для рынка США и японско-европейского рынка. Тем не менее, оба варианта модели могли продаваться и на других рынках. Пожалуй, главное отличие было в "заряженной" версии Euro R (в Японии) и Type S (в Европе) – японская версия оснащалась более мощным двигателем мощностью 220 л.с. против европейского варианта, выдававшего "всего" 190 л.с.

Североамериканский Accord отличался от японских и европейских аналогов большими габаритными размерами и дополнительным вариантом исполнения кузова, предлагая наряду с седаном и универсалом, двухдверное купе.

Honda Accord Type S 2003 года

В 2004 году в США открывается дочерняя компания Honda Aero созданная для производства авиационных двигателей, а в 2006 году регистрируется авиастроительная компания Honda Aircraft.

Honda Gold Wing 2005 года

В 2005 году Honda Motor Company представляет первую в мире подушку безопасности для мотоцикла, которая с 2006 года серийно устанавливается на мотоциклах Honda Gold Wing.

В период 2006-2008 годов начаты продажи новых поколений ведущих моделей Honda Motor Company – восьмой генерации Civic и Accord и третьей генерации CR-V.

В июне 2008 году, впервые стал доступен широкому кругу пользователей автомобиль на водородных элементах Honda FCX Clarity, который демонстрировал нулевые выбросы вредных веществ, обеспечивал время перезарядки в течении 5 минут и обладал комфортом большого седана будучи всего на 10 см короче Honda Accord. Автомобиль оснащался системой рекуперативного торможения и электродвигателем мощностью 134 л.с. Полный бак водорода обеспечивал пробег на расстояние около 386 км. В 2009 году модель получила звание «Всемирного Зеленого автомобиля года».

Так же, как и в свое время Honda EV PLUS, автомобиль не продавался, а предлагался в аренду за $600 в месяц в Японии, Европе и США, причем в США только в Южной Калифорнии, где Калифорнийский совет по воздушным ресурсам (CARB) выделил на организацию сети водородных заправочных станций 6,8 миллиона долларов. Этих денег хватило на строительство только четырех станций. Дальнейшее развитие сети водородных заправочных станций было слишком дорого. Из-за ограниченной сети водородных заправок автомобиль заинтересовал лишь 20 человек в США и по 10 человек в Японии и в Европе. В общей сложности, в период с 2008 по 2014 годы, в аренду попали всего 46 автомобилей Honda FCX Clarity.

Honda FCX Clarity 2008 года

Тем не менее, в декабре 2016 года, Honda представила новое поколение - Honda Clarity Fuel Cell. Помимо базовой модели предлагается две дополнительные модели: Clarity Electric и Clarity Plug-in Hybrid. Покупатели Honda Clarity Fuel Cell, как вносящие вклад в борьбу за экологию, получают налоговый кредит в размере $8000 и имеют право на скидку при покупке в Калифорнии в размере $5000, по условиям проекта "Чистое транспортное средство".

В 2008 году Honda определила свою новую маркетинговую политику. Главными рынками продаж Honda были определены США, Азия и внутренний рынок Японии. В связи с таким распределением Honda увеличила производство в глобальном масштабе, чтобы удовлетворить спрос на легковые автомобили и гибриды на рынках США и развивающихся стран. Компания реорганизовала производство в США так, чтобы заводы увеличили выпуск легковых автомобилей, за счет сокращения производства микроавтобусов, легких грузовиков и спортивных автомобилей на которые упал спрос.

В 2009, в продажу поступила Honda Insight второго поколения. Автомобиль был построен на той же гибридной платформе, что и появившаяся годом позже Honda CR-Z, но, в отличии от последней и Insight предыдущего поколения, новая Honda Insight предлагалась в 5-дверном кузове хетчбек. Автомобиль оснащался системой Honda Integrated Motor Assist (IMA) пятого поколения.

Объявленной целью вывода модели на рынок было стремление сделать гибридную технологию более доступной для широкого круга покупателей. Необъявленной целью – была конкуренция с Toyota Prius.

Honda Insight стала самым продаваемым автомобилем в Японии 2009 года. В течение первых двенадцати месяцев после ее появления на японском рынке, было продано 143 015 автомобиля по всему миру.

Honda Insight 2009 года

В 2010 году Honda представила недорогой спортивный автомобиль с гибридной бензиново-электрической силовой установкой Honda CR-Z (Compact Renaissance Zero), получивший звание "Лучшего автомобиля в Японии 2010 года". Автомобиль был представлен новым главой концерна Honda - Таканобу Ито, который известен тем, что с 1985 по 1996 год руководил проектами по разработке и созданию Honda Accord.

Honda CR-Z получила 1,5-литровый рядный четырехцилиндровый двигатель внутреннего сгорания в паре с электромотором. Суммарная мощность силовой установки составила 122 л.с. Уровень расхода топлива - 4 литра на 100 км.

Honda CR-Z 2010 года

В 2010 году, годовой объем продаж автомобилей Honda превысил 3,5 миллиона, а мотоциклов – почти 18 миллионов единиц.

В 2011 году начато производство первого самолета в истории компании – Honda HA-420 Hondajet, заказы на который поступили на год вперед.

Honda HA-420 Hondajet

В 2012 году Honda Motor Company произвела более 15 миллионов двигателей внутреннего сгорания и стала безоговорочным лидером в двигателестроении.

В 2013 году, Ассоциация страховых компаний Великобритании назвала автомобили Honda самыми надежными.

Современная Honda Motor Company – динамично развивающаяся компания, выпускающая легковые автомобили, мотоциклы, спецтехнику, двигатели, силовую продукцию. Новые технологические разработки компании касаются не только автомобилей – это и навигационные системы, и строительство экологически чистых заводов, и исследования во многих сферах науки, и участие в различных сериях авто и мотоспорта.

Honda Motor Company располагает 119 производственными предприятиями в 33 странах мира. По производству мотоциклов Honda занимает первое место в мире и входит в первую десятку мировых производителей автомобилей.

По состоянию на середину 2017 года в производственной программе Honda Motor Company находится 47 моделей автомобилей и 284 модели мотоцикла выпускаемых заводами компании в Китае, США, Канаде, Великобритании, Пакистане, Бельгии, Бразилии, Мексике, Новой Зеландии, Малайзии, Индонезии, Индии, Филиппинах, Таиланде, Вьетнаме, Турции, Тайване, Перу, Аргентине и Японии.

При этом, Honda Motor Company остается одной из немногих независимых автомобильных компаний, отказавшейся от идеи объединения в концерны. Honda обладает мощным потенциалом для того, чтобы и в дальнейшем сохранять свои ведущие позиции в мировом мото- и автомобилестроении.

17 мая 2017 года. Борис Бабогло, специально для InfoCar.ua

Источник: Honda.InfoCar.ua

Обсуждение статьи

Стрелок  

Очень интересно и познавательно! Прочёл с огромным удовольствием, спасибо, Борис!

+3ОТВЕТИТЬ  
Ткачов  

Хороший матеріал!

+1ОТВЕТИТЬ  
Вход | Регистрация